Материально-техническая база обучения военнослужащих

Материально-техническая база обучения военнослужащих (учебная материально-техническая база(УМТБ) подготовки органов управления и войск) – это совокупность материальных, технических средств и оборудованных объектов (районов местности), помогающая обеспечению обучения и воспитания военнослужащих, боевому слаживанию формирований и их органов управления в соответствии с программами боевой подготовки, планами подготовки соединений и частей, а также способствующая проведению военно-научных исследований.

Учебная материально-техническая база создается и совершенствуется применительно к потребностям боевой подготовки войск (сил), специфики их применения в бою (операции) в соответствии с требованиями приказов министра обороны, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих родами войск и специальных войск. Она должна обеспечивать качественное выполнение задач боевой подготовки по всем предметам обучения, достижение высокого уровня полевой (воздушной, морской) выучки войск (сил) и физической подготовки личного состава, проведение слаживания органов управления.

Учебная материально-техническая база боевой подготовки подразделяется на полевую, приказарменную, переносную и классную.

Цели полевой учебной материально-технической базы таковы:

отработка и совершенствование тактической (тактико-специальной), специальной и общевойсковой подготовки отдельных военнослужащих, подразделений, воинских частей и соединений в условиях, максимально приближенных к боевым;

проведение мероприятий боевого слаживания в особый период;

проведение исследований в области тактики применения подразделений, частей и соединений;

испытание новых образцов вооружения и военной техники.

Учебные объекты полевой базы могут быть постоянными и временными.

Основой полевой УМТБ являются полигоны. Формирование и порядок их деятельности определяется Положением о полигонах Вооруженных Сил Российской Федерации, Руководством по службе полигонов Вооруженных Сил Российской Федерации и другими нормативно-правовыми документами. Полигоны относятся к объектам военной инфраструктуры общего назначения.

Полигон включает:

специально отведенный земельный (водный) участок с воздушным пространством над ним;

учебные объекты, полигонное, специальное, инженерное оборудование.

В состав учебных объектов полигона входят:

тактические учебные поля для подготовки мелких подразделений;



тактические учебные поля для проведения тактических учений;

учебные поля для подготовки подразделений родов войск (специальных войск). Они могут быть составной частью полигона, а также располагаться отдельно, вблизи пунктов постоянной дислокации воинских частей (подразделений);

стрельбища;

директрисы;

секторы стрельбы;

огневые городки;

винтовочные артиллерийские полигоны;

автодромы;

танкодромы;

машинодромы;

вододромы;

учебные комплексы для подготовки подразделений родов войск (специальных войск), а также для специальной подготовки войск (сил);

специальные учебные места (учебно-тренировочные полигоны по требованиям безопасности, энергополигоны) и другие элементы в соответствии с требованиями Альбомов схем учебных объектов и полей видов Вооруженных Сил и родов войск.

Учебные объекты и поля должны иметь высокую техническую оснащенность, пропускную способность, автономность, оборудоваться на местности, характерной для данного театра военных действий, и соответствовать установленным для них требованиям безопасности. Учебные объекты и поля создаются и совершенствуются применительно к потребностям боевой подготовки войск (сил).

Приказарменная УМТБ предназначена для проведения теоретических и практических занятий, тренировок, отработки нормативов по общевойсковой и специальной подготовке. Она оборудуется исходя из условий ее оперативного использования и снижения потерь времени на перемещение подразделений к местам занятий и может включать: огневые, караульные городки; стрелковые тиры; спортивные сооружения; строевые плацы (площадки); оборудованные по упрощенной схеме автодромы (танкодромы), учебные, тренажерные и лабораторные корпуса (комплексы, классы) и другие объекты.

Емкость приказарменной УМТБ должна обеспечивать проведение занятий, тренировок (тренажей), предусмотренных программами, указаниями, курсами подготовки всем личным составом воинских частей (подразделений) согласно расписанию занятий.



На учебных объектах приказарменной учебной материально-технической базы, пунктах управления, в штабах и казармах оборудуются учебные классы – специализированные и общего назначения, а на учебных объектах и полях полигонов, кроме того, и учебные места.

Классная учебная материально-техническая (учебно-материальная ) база необходима для проведения теоретических и практических занятий в учебных помещениях при обучении военнослужащих как индивидуально, так и в составе экипажей, смен групп, расчетов, подразделений. Ее основу образуют специализированные и многопрофильные классы.

Специализированные учебные классы предназначены для проведения занятий по отдельным (специальным) предметам обучения (дисциплинам). Многопрофильные же – для занятий по любому предмету обучения со специализацией практической подготовки по какому-либо одному из них. В своей основе многопрофильные классы должны иметь специализацию по специальной подготовке.

Переносная учебная материально-техническая база служит теоретическим и практическим занятиям, отработке нормативов и проведению тренировок по предметам обучения с личным составом подразделений. Ее состав, количество, комплектность определяются решением командующего (командира) исходя из специфики боевой подготовки подразделений и их боевого предназначения. Она создается в каждом подразделении, равном роте (отдельному взводу).

В воинских частях (подразделениях) сокращенного состава формируются комплекты переносной учебной материально-технической базы на штатные подразделения. Для проведения занятий в ходе боевого слаживания в них закладываются планы-конспекты, необходимая учебная и методическая литература. Для проведения занятий по боевой подготовке в этих подразделениях могут создаваться комплекты переносной учебной материально-технической базы на батальон (дивизион) или же использоваться комплект одной из рот.

Порядок изготовления, содержание и комплектность переносной учебной материально-технической базы определяет командир воинской части (подразделения). Она создается силами подразделений в рамках изобретательской и рационализаторской работы с использованием учебного имущества, приборов и приспособлений, поставляемых промышленностью в соответствии с нормами снабжения, определенными в приказах министра обороны, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих родами войск и специальных войск.

Техническое оснащение учебной материально-технической базы включает:

установленные на учебных объектах и привлекаемые на занятия (учения) вооружение и военную технику учебной, учебно-боевой, боевой, учебно-строевой, строевой и транспортной групп эксплуатации;

учебные образцы вооружения и военной техники;

учебные боеприпасы, макеты и действующие стенды; учебно-тренировочные средства и тренажеры;

учебное имущество и вспомогательные средства обучения, полигонное оборудование и оборудование, предназначенное для электрификации и автоматизации учебных полей (объектов) и классов;

учебную и методическую литературу и др.

Основу технического оснащения учебной материально-технической базы образуют учебно-тренировочные средства, которые представляют собой системы (комплекты) приборов, узлов, агрегатов и приспособлений, максимально имитирующих устройство и работу наиболее важных отделений, узлов и частей образцов вооружения и военной техники. Они предназначены для формирования у обучаемых знаний, умений и выработки твердых навыков в действиях на технике и при вооружении, необходимых для выполнения боевых задач на реальных образцах.

К учебно-тренировочным средствам относятся:

учебно-тренировочные комплексы;

комплексные и индивидуальные тренажеры;

учебные (учебно-боевые) агрегаты, машины и системы ВВТ (комплексы);

технические средства обучения (обучающие устройства, компьютеры, аудио-, видеоаппаратура и т. д.).

По форме использования учебно-тренировочные средства, тренажеры, учебное имущество могут разделяться на стационарные и мобильные (переносные).

Обеспечение войск (сил) учебно-тренировочными средствами, полигонным оборудованием и техническими средствами обучения осуществляется по решению главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих родами войск, начальников центральных военных органов управлений Министерства обороны, соответствующими службами в соответствии с установленными нормами обеспечения и утвержденными планами распределения. Нормы обеспечения учебно-тренировочными средствами, полигонным оборудованием и военно-техническим имуществом утверждаются соответствующими приказами.

Таким образом, современные концепции обучения реализуются в процессе боевой и общественно-государственной подготовки военнослужащих через дидактическую систему форм, методов, средств, представляющую собой последовательность занятий, обеспечивающих эффективное профессиональное становление и боевую слаженность личного состава.

Контрольные вопросы

1. Что такое метод обучения военнослужащих?

2. Дайте характеристику основным методам обучения воинов.

3. Что такое форма обучения?

4. Обоснуйте структуру и содержание основных форм обучения.

5. Дайте характеристику основных видов учебных занятий.

6. Что включает учебная материально-техническая база?

Рекомендуемая литература

Балаев А. А. Активные методы обучения. М.: Профиздат, 1986.

Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе (контекстный подход). М.: Высшая школа, 1990.

Военная педагогика и психология. М.: Воениздат, 1986.

Военная педагогика. М.: ВПА, 1986.

Давыдов Н. А., Бойченко Н. А. Как быстро научиться интересно и эффективно обучать специалистов. Симферополь: Таврия, 1992.

Осмоловская И. М. Дидактика. М.: Академия, 2006.

Коротков Э. Н. Технология проблемно-деятельностного обучения в ввузе. М.: ВПА, 1990.

Коротков Э. Н. Современные методы в учебном процессе академии. М.: ВПА, 1988.

Педагогика: теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 2006.

Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1996.

Педагогика: Большая современная энциклопедия. Минск: Современное слово, 2005.

Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2003.

Подласый И. П. Педагогика. В 2 кн. Кн. 1. М.: ВЛАДОС, 2000.

Ситаров В. А. Дидактика. М.: Академия, 2004.

Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения. М.: Академия, 2006.

Технологии обучения

Технология(от греческого techne – искусство, мастерство, умения) – совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов.

С начала 1960-х гг. получило распространение понятие «педагогическая технология». Причиной его появления послужили попытки в условиях научно-технического прогресса вывести образование на качественно новый уровень. Поначалу технологизация образования связывалась в основном с применением новых технических средств обучения. Однако сегодня педагогическая технология – это не просто совокупность организационных форм и методических приемов применения тех или иных средств обучения, а еще и исследования, проводимые с целью выявить принципы развития и найти способы оптимизации образовательного процесса, применить новые методические приемы и разработки учебно-методических материалов и технических средств обучения.

В 1986 г. была дана формулировка ЮНЕСКО:

Педагогическая технология – систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.


materialnoe-tehnicheskoe-i-finansovoe-obespechenie.html
materialov-pri-hranenii-gost-12100491.html
    PR.RU™