МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧНИЕ  

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧНИЕ

№ п\п Наименование Количество (шт.)
1. Ножницы
2. Карандаш простой
3. Клей – карандаш
4. Клей ПВА
5. Ванночки для мусора
6. Цветная бумага 15 наборов
7. Цветной картон 15 наборов
8. Газеты
9. Туалетная бумага (салфетки) 100 рулонов
10. Обойный клей «Момент» 5 пачек
11. Тетради
12. Линейка
13. Проволока 10 метров
14. Нитки 15 катушек
15. Баночки, бутылки, коробки и др., бросовой материал
16. ДВПт 1 лист
17. Лак мебельный 1 банка
18. Клеенка
19. Тазики (емкости)
20. Ведра

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п\п Разделы 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения
Кол-во часов Кол-во часов Кол-во часов
теор. прак. всего теор. прак. всего теор. прак. всего
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
2. Оригами
3. Конструирова - ние и моделиро- вание из бумаги и картона
4. Папье-маше
5. Аппликация (в течение года)
6. Итого:

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Год обучения

Тема №1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (3 часа)

Теория (2ч.)

Краткие сведения из истории возникновения и развития бумажного производства, знакомство с видами бумаги; направлениями бумажной пластики. Демонстрация изделий, выполненных из бумаги и картона. Показ слайдов, видеофильмов: значение изделий из бумаги и картона в быту, в жизни современного человека, в интерьере. Ознакомление кружковцев с режимом работы кружка, с содержанием предстоящей работы. Организационные вопросы. Безопасность труда и правила личной гигиены.

Практика (1ч.)

Тесты на выявление неординарности мышления детей.

Формы занятий: урок-экскурсия.

Тема №2. Оригами (60 часов)

Теория (15ч.)

«Оригами» (с японского – сложенная бумага). Древняя японская техника (искусство) складывания бумаги, характерные особенности оригами. История возникновения и развития оригами. Демонстрация изделий, выполненных в технике оригами (неизвестных и всем известных, так как: кораблик, самолетик, лягушка и т.д.).



Практика (45ч.)

Знакомство с такими понятиями и операциями как: «складка», «базовая форма», «линия сгиба», «перегнуть», «согнуть», «вогнуть», «отрезать», «надрезать», «вставить одну деталь в другую», «оторвать (надорвать)». Демонстрация базовых форм (б\ф) и знакомство с техникой их выполнения и техникой выполнения фигурок, основанных на этих базовых формах. Выполнение фигурок, основанных на этих базовых формах.

Примерный перечень тем:

  1. Вводное занятие: знакомство с искусством оригами и с понятием «Базовые формы (б\ф)»
  2. Б\ф «треугольник»
  3. Б\ф «воздушный змей»
  4. Б\ф «дверь»
  5. Б\ф «блинчик»
  6. Б\ф «двойной треугольник»
  7. Итоговое занятие: выставка внутри объединения «Пластика бумаги».

Формы занятий:экскурсия, урок-сказка, открытый урок, урок-игра, соревнование, викторина.

Методическое обеспечение:использование объяснительно-иллюстративных, исследовательских и репродуктивных методов и приемов обучения.

Дидактическое обеспечение:образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий.

Тема №3. Конструирование и моделирование из бумаги и картона (60 часов)

Теория (15ч.)

Знакомство с разделом бумажной пластики и его понятиями: длина, высота, ширина, объем, плоскость. Демонстрация изделий и знакомство с техникой (способом их выполнения).

Практика (45ч.)

Знакомство с новыми операциями: разметка по линейке, умение сравнивать с образцом и т.д. (анализ, синтез). Знакомство с техникой выполнения изделий, основой которых являются геометрические фигуры и тела (цилиндр, параллелепипед). Выполнение правил безопасности труда и личной гигиены.

Примерный перечень тем:

1. Вводное занятие: знакомство с инструментами для обработки бумаги. Правила организации рабочего места.



2. Соединение деталей из бумаги и картона с помощью клея и др. способами

3. Изготовление изделий, основой которых являются геометрические фигуры и тела (конус).

4. Разметка заготовки с помощью шаблона.

5. Закрепление умений обработки бумаги.

Итоговое занятие: выставка внутри объединения «Пластика бумаги»

Формы занятий:экскурсия, урок-сказка, открытый урок, урок-игра, соревнование, викторина.

Методическое обеспечение:использование объяснительно-иллюстративных, исследовательских и репродуктивных методов и приемов обучения.

Дидактическое обеспечение:образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий.

Тема № 4. «Папье-маше» (60 часов)

Теория (15ч.)

История техники «папье-маше», ее особенности.

Знакомство с двумя способами изготовления изделий в технике «папье-маше».

Безопасность труда.

Практика (45ч.)

Изготовление изделий в технике папье-маше способом «бумажной массы».

Изготовление изделий в технике папье-маше способом «маширование».

Роспись готовых изделий.

Примерный перечень тем

1. Вводное занятие: знакомство с историей возникновения техники «папье-маше», с инструментами и материалами необходимыми для выполнения данной техники. Правила организации рабочего места.

2. Знакомство с техникой изготовления изделий «папье-маше» способом «бумажной массы» используя шаблоне.

3. Изготовление изделий на основе геометрических тел (цилиндра, конуса, шара и т.д.).

4. Изготовление изделий сложной конструкции.

Формы занятий:экскурсия, урок-сказка, открытый урок, урок-игра, соревнование, викторина.

Методическое обеспечение:использование объяснительно-иллюстративных, исследовательских и репродуктивных методов и приемов обучения.

Дидактическое обеспечение:образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий.

Тема №5. Аппликация в течение года по всем направлениям бумажной пластики (15 часов)

Теория (3ч.)

Знакомство с приемами оформления изделий из бумаги и картона с помощью аппликации.

Практика (12ч.)

Использование приемов аппликации по всем разделам.

Второй год обучения

Тема №1. Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности (3 часа)

Теория (2ч.)

Продолжение знакомства с историей возникновения и развития бумажного производства с видами бумаги; направлениями бумажной пластики. Демонстрация изделий из бумаги и картона, с техникой выполнения которых дети будут знакомиться в течение года. Ознакомление кружковцев с режимом работы кружка. Организационные моменты. Правила техники безопасности.

Практика (1ч.)

Повторение ранее пройденного материала. Самостоятельная работа на «Свободную тему». Устный опрос по правилам техники безопасности.

Формы занятий:урок-экскурсия

Тема №2. Оригами (57 часов)

Теория (14ч.)

Продолжение знакомства с историей возникновения и развития древней и японской техники складывания из бумаги – «оригами», с ее характерными особенностями. Знакомство с такими понятиями как: «складка-молния», «тянуть-тащить», «невидимая или воображаемая линия», «равные углы», «вогнутый угол».

Практика (43ч.)

Формирование умений и навыков: деление квадратного и прямоугольного места на равные части (четное и нечетное кол-во частей) двумя способами. Складывание новых базовых форм (усложн). Складывание фигурок, основанных на данных базовых формах. Складывание фигурок, основой которых являются базовые формы. Повторение пройденного материала.

Примерный перечень тем:

1. Вводное занятие: повторение ранее пройденного материала.

2. Б\ф «двойной треугольник»

3. Б\ф «двойной квадрат»

4. Б\ф «Рыбья складка»

5. Б\ф «катамаран»

6. Фигурки оригами, основой которых не являются базовые формы.

7. Итоговое занятие: выставка внутри объединения «Пластика бумаги», участие в выставках ЦДТ.

Формы занятий:экскурсия, урок-сказка, открытый урок, урок-игра, соревнование, викторина, конкурс, урок-эксперимент.

Методическое обеспечение: использование репродуктивных, частично-творческих и исследовательских методов и приёмов обучения.

Дидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий, индивидуальные карточки, технологические карты.

Тема №3. Конструирование и моделирование из бумаги и картона (57 часов)

Теория (14ч.)

Знакомство с основами чертежа (линии, размеры), с его элементами и особенностями (фронтальный вид). Планирование и организация рабочего места.

Практика (43ч.)

Основные технологические операции: разметка материалов с помощью шаблонов, линейки и угольника; обработка их различными, ручными инструментами (резание, прокалывание, сгибание, складывание и т.д.). Соединение деталей или сборка различных изделий с помощью клея, ниток, проволоки, винтов, гаек и т.д.

Примерный перечень тем:

1. Вводное занятие: повторение, обобщение, закрепление знаний, полученных ранее при обработке бумаги и картона.

2. Разметка с помощью шаблона сложного контура.

3. Приемы разметки с помощью линейки.

4. Чертеж. Первоначальное знакомство с особенностями и элементами чертежа.

5. Соединение деталей из бумаги с помощью ниток и проволоки.

6. Закрепление знаний и умений обработки бумаги и картона.

7. Итоговое занятие: выставка внутри объединения «Пластика бумаги», участие в выставках ЦДТ.

Формы занятий:экскурсия, урок-сказка, открытый урок, урок-игра, соревнование, викторина, конкурс, урок-эксперимент.

Методическое обеспечение: использование репродуктивных, частично-творческих и исследовательских методов и приёмов обучения.

Дидактическое обеспечение:образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий, индивидуальные карточки, технологические карты.

Тема № 4. «Папье-маше» (57 часов)

Теория (14ч.)

Знакомство с различными технологиями папье-маше. Знакомство со способами внутреннего маширования и внешнего маширования. Безопасность труда.

Практика (43ч.)

Изготовление изделий способами внутреннего и внешнего маширования.Изготовление изделий способом «бумажной массы» (более сложные конструкции). Роспись готовых изделий.

Примерный перечень тем:

1. Вводное занятие: знакомство со способом внутреннего маширования.

2. Знакомство со способом внешнего маширования.

3. Изготовление изделий способом бумаждной массы без использования шаблонов.

4. Изготовление изделий способом бумажной массы с использованием сложных шаблонов.

5. Итоговое занятие: выставка внутри объединения «Пластика бумаги», участие в выставках ЦДТ.

Формы занятий:экскурсия, урок-сказка, открытый урок, урок-игра, соревнование, викторина, конкурс, урок-эксперимент.

Методическое обеспечение: использование репродуктивных, частично-творческих и исследовательских методов и приёмов обучения.

Дидактическое обеспечение:образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий, индивидуальные карточки, технологические карты.

Тема №5. Аппликация в течение года по всем направлениям бумажной пластики (15 часов)

Теория (3ч.)

Знакомство с приемами выполнения одинаковых и симметричных деталей.

Практика (15ч.)

Использование приемов аппликации по всем разделам.

Третий год обучения

Тема №1. Вводное занятие

Инструктаж по технике безопасности (3 часа)

Теория (2ч.)

Знакомство с новыми фактами истории возникновения и развития искусств, связанных с использованием бумаги. Примерный перечень изделий и тем, с которыми ребята познакомятся в течение года. Безопасность труда и правила личной гигиены.

Практика (1ч.)

Повторение ранее пройденного материала. Парный устный опрос по правилам техники безопасности. Творческая работа на «Свободную тему».

Формы занятий: урок-экскурсия.

Тема №2. Оригами (30 часов)

Теория (7ч.)

Знакомство с новыми фактами из истории возникновения и развития Оригами. Знакомство с такими понятиями как: «линия сгиба долиной», «линия сгиба горкой», «двойная складка». Знакомство с такими понятиями как: «рыбья складка», «лягушачья складка», с техникой их выполнения.

Практика (23ч.)

Знакомство с техникой выполнения фигурок, основанных на этих базовых формах и изделий, основой которых не являются базовые формы. Повторение раннее пройденного материала.Создание собственных моделей фигурок с использованием знакомых базовых форм и самостоятельное их украшение.

Примерный перечень тем

1. Вводное занятие: повторение ранее пройденного материала.

2. Б\ф «катамаран»

3. Б\ф «птичья складка»

4. Б\ф «лягушачья складка»

5. Фигурки оригами, основами которых являются различные геометрические фигуры.

6. Фигурки оригами, основой которых не являются базовые формы.

7. Итоговое занятие: выставка внутри объединения «Пластика бумаги», участие в выставках ЦДТ, города, округа, региона.

Формы занятий:экскурсия, урок-сказка, открытый урок, урок-игра, соревнование, викторина, конкурс, урок-эксперимент, ролевая игра.

Методическое обеспечение:использование творческих и исследовательских методов и приемов обучения.

Дидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий, индивидуальные карточки, технологические карты.

Тема №3. Конструирование и моделирование из бумаги и картона (57 часов)

Теория (7ч.)

Повторение и закрепление знаний детей о «чертеже» и его особенностях. Знакомство с приемами творческой деятельности, технология создания эскиза.

Практика (23ч.)

Планирование, разметка, резание бумаги ножницами, складывание, соединение деталей из бумаги и картона. Коллективное планирование предстоящей работы. Самоконтроль. Планирование и организация рабочего места. Обозначение линий сгиба на развертках, контроль деталей (изделий) с помощью линейки. Самостоятельное создание эскизов, выполнение творческих работ.

Примерный перечень тем

1. Вводное занятие: продолжение знакомства с «чертежом» и линиями чертежа.

2. Изготовление изделий, основой которых являются геометрические фигуры и тела (цилиндр, конус, параллелепипед и т.д.).

3. Закрепление, обобщение и повторение знаний и умений обработки бумаги и картона, приобретенных детьми раннее.

4. Разметка с помощью шаблона сложного контура с внутренними углами.

5. Создание творческих проектов и требования к ним.

6. Итоговое занятие: выставка внутри объединения «Пластика бумаги», участие в выставках ЦДТ, города, округа, региона.

Формы занятий:экскурсия, открытый урок, урок-игра, соревнование, викторина, конкурс, урок-эксперимент, ролевая игра.

Методическое обеспечение:использование творческих и исследовательских методов и приемов обучения.

Дидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий, индивидуальные карточки, технологические карты.

Тема № 4. «Папье-маше» (30 часов)

Теория (7ч.)

История возникновения техники «папье-маше» (повторение ранее пройденного материала). «Папье-маше» - в переводе с французского «жеваная бумага». Знакомство с техникой переноса бумажной массы на плоскость. Изготовление клейстера.

Практика (23ч.)

Знакомство с двумя способами изготовления изделий в технике «папье-маше» из ниток, из марли. Создание картин с помощью техники переноса бумажной массы на плоскость с использованием собственных эскизов. Безопасность труда. Роспись готовых изделий.

Примерный перечень тем

  1. Вводное занятие: повторение ранее пройденного материала из истории возникновения искусства «Папье-маше», организация рабочего места.
  2. Способ изготовления изделий из однородной бумажной массы.
  3. Способ изготовления изделий в технике «папье-маше» из отдельных кусочков.
  4. «Папье-маше» из ниток, из марли.
  5. Итоговое занятие: выставка внутри объединения «Пластика бумаги», участие в выставках ЦДТ, города, округа региона.

Формы занятий:экскурсия, урок-сказка, открытый урок, урок-игра, соревнование, викторина, конкурс, урок-эксперимент, ролевая игра.

Методическое обеспечение:использование творческих и исследовательских методов и приемов обучения.

Дидактическое обеспечение:образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио, видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий, индивидуальные карточки, технологические карты.

Тема №5. Аппликация в течение года по всем направлениям бумажной пластики (15 часов)

Теория (3ч.)

Понятие «Композиция», требования к её построению.

Композиционное равновесие.

Практика (15ч.)

Использование приемов аппликации по всем разделам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. - «Аким», 1997.

2. Буйлова Л.Н., Филиппова Е.А. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей: Учебно-методическое пособие. – М.: МИФИ, 1999.

3. Гибсон Р., Гайлер Д. Веселые игры. – М.: Росмэн, 1999.

4. Ермолаева Т.И., Логинова Л.Г. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования. – Москва-Самара, 1998.

5. Карнавал. Маски. Костюм. / Пер. с англ. Л.Я. Гальперштейна. – М.: Росмэн, 1995.

6. Оригами. Искусство складывания из бумаги. - Москва, Японская Ассоциация оригами, Московский Центр оригами, 1995.

7. Игрушки из бумаги. - Санкт-Петербург: Кристалл, 1997.

8. Поделки папье-маше: Бумажные цветы. / Пер. с англ. Л.Я. Гальперштейна. – М.: Росмэн, 1996.

9. Русские народные сказки: Приложение к журналу «Оригами». – М.: Аким, 1997, 1998.

10. Самоделки из бумаги. Просто и доступно: 50 моделей Роберта Нила. - М.: Дрофа, 1995.

11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

12. Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения. / Школьные технологии 1997. - №4.

Тарабарина И. Оригами и развитие ребенка: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: ООО «Академия развития», 1996.

13. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990.

14. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: Новая школа, 1994.

Приложение

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Год обучения

Рабочее место, материал, инструмент.

Композиция, план.

Полотна, ножницы, шаблон, угольник.

Плоскость, фигура, складка, базовая форма, квадрат, сторона, угол, вершина, диагональ, центр.

Разметка, складывание, сгибание, надрезание, прорезание.

Аппликация, складывание, оригами, конструирование и моделирование из бумаги и картона.

Год обучения

Шкала, линейка, длина, ширина, овал, высота.

Сектор, дуга, развертка, чертеж, размер, линия.

Схема, таблица.

Год обучения

Цилиндр, конус, параллелепипед, чертеж, выносные, линии, размерные линии, основная (сплошная, толстая) линия, сплошная тонкая линия, штрих пунктирная линия, пунктирная линия и другие линии чертежа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К СБОРНИКУ ПРОГРАММ

1. Буйлова Л.Н. Проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.

2. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. – М.: ВЛАДОС, 2001.

3. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как разработать программу дополнительного образования детей// Внешкольник. 2004. - №5.

4. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей. – М.: Айрис-пресс, 2003.

5. Логинова Л.Г. Технология аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования детей. – М.: АРКТИ, 2002.

6. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей// Внешкольник. 2003. - №9.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей……………………………………………………
Как разработать программу дополнительного образования детей. Методические рекомендации……………………………………………………………….
Методика оценки программ дополнительного образования детей…………..
Программа «Уроки музыкального фольклора в школе» (О.М. Комарова)
Программа «Преображение себя и мира» (Р.Г.Ахметзянов, Л.Л Ахметзянова)
Программа «Пластика бумаги» (Т.В. Мельничук)…………………………….
Список литературы……………………………………………………………..


matrica-igri-dilemmi-uznikov.html
matrica-kompozicionnih-materialov.html
    PR.RU™