Матрица анализа результативности деятельности учителя по формированию УУД на уроке  

Матрица анализа результативности деятельности учителя по формированию УУД на уроке

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная Личностная
Уровень реализации
1. Постановка учебных задач Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. Развитие мотивационной сферы учащихся. Создание познавательной атмосферы урока, формирование познавательных УУД
2. Совместное исследование проблемы. Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Развитие мотивационной сферы учащихся. Формирование регулятивных, личностных УУД, ценностного подхода к содержанию изучаемого материала
3. Моделирование Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. Формирование коммуникативных, личностных УУД
4. Конструирование нового способа действия Организует учебное исследование для выделения понятия.
5. Переход к этапу решения частных задач. Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы, - контрольно-оценивающая деятельность

Эу = Х/56*100 % (Х – сумма баллов)

Виды универсальных учебных действий (УУД)

Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД
1. Самоопределение а) Формирование основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России) б) Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека (ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием) в) Развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия 2. Смыслообразование: а) Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: б) развития познавательных интересов, учебных мотивов; в) формирования мотивов достижения и социального признания. г) формирования границ собственного знания и «незнания» 3. Морально-этическая ориентация: а) знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, естественность); б) ориентация на выполнение моральных норм, в) способность к решению моральных проблем на основе децентрации, г) оценка своих поступков. 1. Общеучебные универсальные действия а) Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; б) использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; в) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; г) ориентировка на разнообразие способов решения задач; д) структурирование знания. 2. Логические учебные действия а) Основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; б) умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков в) умение осуществлять синтез как составление целого из частей; г) умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; д) умение устанавливать причинно-следственные связи; е) умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; ж) доказательство; з) выдвижение гипотез и их обоснование 3. Постановка и решение проблем а) Формулирование проблемы; б) самостоятельное создание способов решения проблем 1.Планирование учебного сотрудничества определение цели, функций участников, способов взаимодействия. 2.Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. 3.Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация. 4.Лидерство и согласование действий с партнером — контроль, коррекция, оценка его действий. 5.Построение речевых высказываний в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации 1.Целеполаганиекак постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. 2.Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. 3.Прогнозирование— предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик. 4.Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. 5.Коррекция— внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами. 6.Оценка— выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. 7.Саморегуляциякак способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ УРОКА





Класс _________ Предмет ________________Учитель__________________________

Тема____________________________________________________________________

Примечание Баллы
1. Основные цели урока:образовательная, развивающая. воспитательная. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?
2. Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.
3. Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебного материала)?
4. Соответствие урока требованиям ФГОС:
4.1 Ориентация на новые образовательные результаты
4.2 Нацеленность деятельности на формирование УУД
4.3 Использование современных технологий (проектная, исследовательская, ИКТ и др.)
5. Содержание урока:
5.1 Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям.
5.2 Соответствие содержания урока требованиям программы.
5.3 Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.
5.4 Связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи.
6. Методика проведения урока:
6.1 Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.
6.2 Какие методы использовались учителем? Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравните их соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера(«прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») примерное число заданий поискового характера («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»)
6.3 Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельных работ.
6.4 Какие из перечисленных методов познания использует учитель (подчеркните): наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение (другое дополнить).
6.5 Применение диалоговых форм общения.
6.6 Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащимися.
6.8 Осуществление обратной связи ученик-учитель.
Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
6.9 Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.
6.10 Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения
6.11 Использование наглядного материала: в качестве иллюстрации, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен
6.12 Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
7. Психологические основы урока:
7.1 Учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшею развития
7.2 Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь.
7.3 Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности
7.4 Наличие психологических пауз и разрядки Эмоциональная атмосфера урока.
8. Домашнее задание: оптимальный объем, доступность инструктажа, дифференциация, предоставление права выбора.
Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствие шаблона).
Итого:
За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2 (0 - критерий отсутствует; 1 - проявляется частично; 2- присутствует в полном объеме). Подсчитывается сумма баллов.

mazki-iz-nosoglotki-dlya-issledovaniya-na-meningokokk.html
mazohisticheskaya-psihologiya-v-sravnenii-s-dissociativnoj.html
    PR.RU™